История

Освоение бассейна р. Амур и побережья Тихого океана русскими людьми началось с середины XVII века.

  С древнейших времен на территории Приамурья проживали палеоазиатские, тунгусские, монгольские племена (дауры, дючеры, натки, ороки, гиляки, айны и др.), которые вели кочевой образ жизни. Походы предприимчивых казаков – первых землепроходцев под предводительством В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О. Степанова, А. Пашкова, Н.Р. Черниговского и других положили начало изучению приамурских земель.

В.Д. Поярков в ходе экспедиции 1643 – 1646 гг. в отписке Ленским воеводам писал: " … в том государю будет многая прибыль, потому что те землицы людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны, и государевым ратным людям в той землице хлебной скудности ни в чем не будет».

  Усилиями первопроходцев на амурском речном пути возникали первые остроги и поселения.

  Освоение приамурских земель началось в 1854 году. Большую роль в этом сыграла деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, удостоенного за заслуги перед Отечеством графского титула с приставкой «Амурский». В 1854 г. он организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения натиска англо-французских завоевателей. В сплавах участвовали регулярные войска, казаки и переселенцы, которые оседали вначале в низовьях реки, а затем расселялись вглубь дальневосточной территории. Особое место среди них занимали забайкальские казаки. На плотах и баржах их доставляли по рекам Амуру и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20-30 верст друг от друга для образования непрерывной линии пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций.

  В ходе третьего сплава в 1856 г. подполковником Н.В. Буссе, начальником сплава, было поставлено 4 поста, в т.ч. на территории будущей автономии – пост Хинганский при входе в Малый Хинган из 24 человек. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в 1856 г. была создана так называемая «Амурская линия», которая располагалась по левому берегу Амура, предназначенная для заселения казаками Забайкальского войска. В 1857 г. на левобережную территорию Амура было сплавлено 583 семьи забайкальских казаков, которые основали первые 16 поселений, из них на территории будущей области было основано село Пашково (бывш. пост Хинганский). С образованием Забайкальской, Амурской и Приморской областей «Амурская линия» была упразднена. Заселение береговой полосы р. Амур казаками до 1862 г. носило принудительный характер.

  Из документа «Материал по исследованию естественно-исторических условий Биробиджана» узнаем: " … Еще весной 1856 г. все селения 2-й конной Забайкальской бригады облетела весть о вызове охотников идти переселенцами на Амур.

Но таковых не нашлось и пришло распоряжение о наборе переселенцев посредством жребия и назначения по усмотрению начальства …

  В объявлении о наборе значилось: переселяющимся будут отведены места самые удобные для ведения хлебопашества, имеющие хорошие пастбища для лошадей и домашнего скота, воду и лес в достаточном количестве; переселяющиеся пользуются двухлетнею льготою от службы; они получают 15 руб. пособия и в течение двух лет провиантское довольствие, а бедные, кроме того, — бесплатное обмундирование и прочее …

Но все эти обещания нисколько не прельщали казаков, живших сравнительно в довольстве и не нуждающихся в перемене места, и всякий из них, вынувший билетик с роковой надписью «в Амур», носил вид приговоренного точно к смерти…

Само расселение по обозначенным местам не зависело от казаков. Их не спрашивали, нравится ли место, годно ли оно к землепашеству…

  Старший на барже, завидев столб с дощечкой, командовал: «Прибиваться к берегу» — и, выгрузив людей, имущество, провиант, плыл дальше для той же надобности… «.

Казаки, высаженные на берег с провиантом на год, не получали помощи, поэтому первые годы поселения приносили им ряд бедствий и лишений.

  В 1858 г. Айгуньский, а в 1860 г. Пекинский договоры официально закрепили пограничную линию между Россией и Китаем, приамурская территория, открытая и освоенная русскими людьми в XVII – XIX вв., стала составной частью России и получила административное наименование «Приамурский край». Будущая территория ЕАО входила в состав края.

  Указом императора России от 29 октября 1858 г. было создано Амурское казачье войско, которое состояло из 2-х Амурских конных казачьих полков и Амурского пешего казачьего батальона.

  В 60-е годы ХIХ в. продолжалось заселение русскими людьми приамурских земель. В результате 6-летнего переселения (1856 – 1862 гг.) на территории будущей области были образованы поселения: Венцелево, Воскресеновка, Верхне-Спасское, Головино, Дежнево, Доброе, Екатерино-Никольское, Забеловское, Квашнино, Кукелево, Луговое, Михайло-Семеновское, Нижне-Спасское, Нагибово, Пузино, Петровское, Радде, Союзное, Степановка и другие. Все они входили в состав Амурского пешего казачьего батальона. К 1893 г. в Амурском пешем казачьем батальоне значились три станичных округа: Екатерино-Никольский, Михайло-Семеновский, Раддевский.

В отчете военного губернатора Амурской области генерал-лейтенанта К.Н. Грибского за 1900 г. имелись сведения:

  " … Амурское казачье войско, занимающее береговую полосу р. Амур от станицы Покровской до выселка Забеловского (на территории будущей автономии – от пос. Сторожевого до выселка Забеловского), делилось на три участка, в третий участок входили станичные округа Амурского пешего казачьего батальона:

Екатерино-Никольский – 7 селений, 576 дворов, 4476 душ населения;
Михайло-Семеновский – 14 селений, 624 двора, 4908 душ населения;
Раддевский – 4 селения, 148 дворов, 1157 душ населения».

Заселение казаками пограничной полосы обеспечивало охрану юго-восточной границы России, защиту населения от набегов хунхузских шаек на пограничные поселки и села, которые продолжались до 1924 года. Охрана государственной границы между Россией и Китаем на протяжении 2,5 тыс. верст оставалась важнейшей обязанностью казачества. Станицы фактически выполняли функции пограничных постов: из станиц казачьи разъезды выходили на охрану пограничных рубежей Российского государства. Казаки Амурского пешего казачьего батальона несли службу на Петровском, Степановском и других пограничных постах.

  Кроме охраны границ, казаки занимались охотой и промыслами, выполняли различные государственные повинности, занимались хозяйственной деятельностью. Казаки содержали воинский постой, доставляли почту, служили сторожами при церквях, правлениях, магазинах, школах, доставляли дрова для пароходов, занимались устройством и ремонтом дорог, содержали перевозы и переправы через речки на почтовом тракте, содержали общественные здания и т. п. Часть повинностей – почтовая гоньба, доставка дров для пароходов, перевоз грузов были сняты в 1879 году.

  С 1895 г. началось добровольное переселение за казенный счет казаков Донского и Оренбургского войск, затем кубанских и забайкальских казаков и завершилось переселение в 1901 году. В те годы было зачислено в казачье сословие 52 семьи переселенцев-крестьян.

  С 1861 г. приамурские земли были объявлены царским правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет». В переселенческом движении выделялись три этапа: 1861 – 1881, 1882 – 1891, 1892 – 1901 годы. Именно в эти годы происходило формирование крестьян-старожилов, заселение приамурских земель ссыльнопоселенцами, временными поселенцами, отставными солдатами и казаками.

  С 1901 по 1909 год между реками Тунгуской и Амуром, согласно утвержденным царским правительством 22 июня 1900 г. Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях, было выделено 10 переселенческих участков. На пяти участках были образованы селения Дежневка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села: Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. – Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912–1913 гг. – Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное. К 1915 г. на участки Бирского Опытного Поля было водворено – 432 семьи, 1087 душ.     Однако наводнения и начавшаяся в 1914 г. первая мировая война обусловили большой отсев крестьян-переселенцев. Осенью 1915 г. 293 хозяйства от числа водворенных снимаются со своих мест и уезжают на места прежнего места жительства. Исчезает ряд населенных пунктов, дальнейшее развитие территории на время приостанавливается.

Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2-3 года и более.

  В начале 20-х годов XIX в. значительные пространства Сибири и Дальнего Востока оставались в социально-экономическом отношении отсталыми окраинами России, оторванными от европейской части. По мере развития транспорта, и в первую очередь железнодорожного, эти территории постепенно развивались.

  В 1898 г. началось строительство самой значительной грунтовой дороги вдоль Амура («Амурская колесуха»). Строительство «Колесухи» – по тем масштабам крупного государственного сооружения, выполнялось трудом арестантов. Протяженность дороги составляла почти 2,0 тыс. км, на территории области – около 320 км. Ежегодно на ней трудилось до 1,0 тыс. арестантов. «Колесуха» начиналась у с. Покровки (возле Хабаровска), шла на Волочаевку и далее тянулась в юго-западном направлении через села Русская Поляна, Надеждинское, Чурки, Бабстово, Преображеновка, через Хинганский хребет выходила у с. Радде и дальше проходила по берегу р. Амура через с. Пашково на Благовещенск».

  Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт.

  На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908 – 1916 гг.). На ее строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.).

В 1913 – 1915 гг. были сданы во временную эксплуатацию отдельные участки магистрали, а в 1916 г. (с окончанием постройки железнодорожного моста у г. Хабаровска) завершилась прокладка сквозной магистрали до Владивостока.

  В ходе строительства Амурской железной дороги на территории будущей области были образованы новые населенные пункты: Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облучье, Ольгохта, Тихонькая и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги.

  События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Для рассмотрения этого вопроса была создана комиссия Политбюро ЦК под председательством заместителя председателя СНК и СТО СССР А.Д. Цурюпы.

14 июня 1924 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило предложения комиссии Политбюро ЦК:

«1. Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). 2. На Комитет возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета, с обязательным включением в него представителей СНК Союзных республик».

  КОМЗЕТом рассматривался вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае.

  8 июля 1926 г. Политбюро ЦК приняло решение:

«1. Параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию».

В монографии Г.В. Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» указывается: «… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане».

  В 1927 г. был определен район будущей колонизации – Биробиджанский. В августе того же года его посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев). Комиссия в целом положительно оценила перспективы района будущей колонизации.

Материалы экспедиции были подытожены, и КОМЗЕТ принял решение «просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев». Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним примерно 4,5 млн. га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.